Снова о Шписе-4: РЕЦЕНЗИЯ-3 или АРХЕОЛОГ, ИСТОРИК, ЭТНОГРАФ, ЯЗЫКОВЕД…

Вот так и бывает на Бали — множество раз бывал в ГОА-ГАДЖА у этих ДРЕВНИХ РУИН
Гоа-Гаджа

…но лишь из ВСЕ ТОЙ ЖЕ КНИГИ узнал, что они были впервые обнаружены двоюродным братом Вальтера Конрадом в апреле 1931 года.
А потому в третьей части рецензии (НАЧАЛО) поговорим о деятельности ВАЛЬТЕРА ШПИСА как историка, археолога, этнографа и исследователя фольклора.
Думаю, многое из этого началось у него, в общем-то, как это до сих пор частенько случается в Индонезии: когда видишь, в какой степени даже мелкий конь не валялся в изучении ее, скажем, истории, поневоле начинаешь заниматься этим сам…
Реконструкция буддистского алтаря в Гоа-Гаджа, 1931?
Перевод текста — под катом:
«…или, скорее, это выглядело так по всей вероятности, поскольку до сих пор мы смогли найти лишь те фрагменты, что изображены ниже пунктирной линии. Мы все еще надеемся откопать остальное. В целом эта штука просто пугающе огромна! Колонна посередине имеет диаметр примерно в 1 метр 20 сантиметров, так что в целом эта штука должна была быть высотой в 4-5 метров — но она упала лицом вверх. Пьедестал, похоже, пересекал ее всю и также был покрыт богатой резьбой — но он сильно поврежден«.

При этом давайте учтем, что когда Шпис переехал на Бали в сентябре 1927 года (перед этим он дважды бывал на Острове во время отпусков в 1925 и 1926 годов, причем даже в ходе первого визита лишь три ночи провел в правительственных гостиницах, тогда как остальные — в домах балийцев самого различного положения) он уже говорил по-малайски и по-явански (и возможно, даже чуть-чуть по-балийски…)
Балийские лонтары

Кстати, а какие языки он вообще знал — хотя бы чуть-чуть?
• «изрядно» (назовем условно так) — немецкий, голландский, английский, русский, малайский, яванский, балийский (последние два — ТРЕХУРОВНЕВЫЕ);
• говорил (по крайней мере) — башкирский, киргизский, татарский;
• учил (по крайней мере) — арабский, турецкий, фарси, древнеегипетский, коптский (и я полагаю, что в престижной дрезденской гимназии Vitzthum он просто обязан был учить латынь и греческий).
Как МИНИМУМ — 17?
Балийские лонтары

Он уже проработал несколько лет в кратоне султана Джокьякарты (напомню — Шпис был первым и единственным на тот момент европейцем, месяц за месяцем наблюдавшим дворцовую жизнь изнутри) — и великолепно разбирался во многих сложнейших реалиях. Будем иметь в виду и то, что если только в Джокьякарте в те годы жили около семи тысяч европейцев, то в балийском Денпасаре, скажем, — лишь 70.
Кратон

Но вернемся на Бали. Начнем с того, что еще в декабре 1930 года он был назначен Археологическим управлением Нидерландской Ост-Индии полевым археологом на Бали — и после этого много и целенаправленно занимался поиском и документированием информации о балийских древностях.

Музей Бали
Именно Вальтер сыграл огромную роль в создании в 1932 году Музея Бали в Денпасаре (кстати, мало кто знает, что он стоит на месте бадунгского ПУПУТАНА 1906 года) — и много лет был его первым куратором. Да и вообще: начало экспозиции музея положила собственная коллекция Вальтера, собиравшаяся им на протяжении пяти лет, и он же собрал для него множество экспонатов и в последующие годы (свыше двух тысяч единиц хранения уже в 1937 году!)
Музей Бали

Как этнограф: уже в 1928 году он настолько вошел в доверие к бали-ага, что сыграл ключевую роль в церемонии снятия проклятия с храма деревни ТРУНЬЯН и получил разрешение осмотреть и даже сфотографировать ее священный гамелан selunding (надо немного представлять себе нравы милейших обитателей этой деревни, чтобы понять все невероятность такого события!)
Термальные источники на Батуре

Документирование подобных уников в фотографиях вообще занимало немалое место в деятельности Вальтера на Бали, а что он не фотографировал, то рисовал. Увы, лишь два вот этих рисунка балийских ЛЕМАКов сохранились из более 600, скрупулезно зарисованных им (1928/29):
Рисунки лемаков, 1928/29

Заказанные одним из основоположников изучения археологии, истории, языка и литературы Бали и Явы, главой Археологического управления Стуттерхаймом картины Явы времен Маджапахита (подготовка к написанию которых дала Вальтеру «детальное понимание предыстории и истории Явы и ее связей с Бали» — Стоуэлл) см. во ВТОРОЙ ЧАСТИ этой рецензии, а вот что пишет Стоуэлл об их сотрудничестве: «Из этой переписки видно, что во многих случаях знания Шписа о материальной культуре древней Явы, полученные им и отображенные в визуальной форме, превосходили коцептуальную эрудицию Стуттерхайма».
И: «Вальтер нашел время обеспечить Стуттерхайма подтверждениями его теорий о ранних царствах Бали…»
И: «Стуттерхайм прислал ему черновик статьи, посвященной опровержению теорий Рассерса о происхождении и значении kekayon‘а или gunungan‘а — центрального изображения в виде дерева, которое открывает представления Wayang KulitТЕАТРА ТЕНЕЙ.
Кайон
Сначала отчитав своего друга за излишне агрессивный тон в этом споре, Шпис затем привлек свое широкое знание темы для того, чтобы добавить еще более веские аргументы и рассуждения. В этой области они выступали как равные».
И: «Он смог обеспечить Стуттерхайма рядом открытий значительных арехологических объектов — как и их фотографиями».

Шпис активно сотрудничал на Бали и с Рулофом Горисом, который прибыл на Остров в октябре 1928 года и также сыграл огромную роль в изучении его истории (хотя и оставался, в первую очередь, лингвистом) — см. их совместную статью в научном журнале Djawa за 1937 год:
Оглавление научного журнала Djawa, 1937

А открытие Шписом в деревне Селулунг древних ступенчатых пирамид удостоилось самой высокой оценки от такого авторитета, как фон Кёнигсвальд.
Деревенская виста, 1933
Деревенская виста, 1933

Исследования и отчеты Вальтера в области транса занимают достойное место в книге Джейн Бело по этой теме, а одновременно с этим он находит время записать, а затем и перевести 26 народных сказок жителей района Селат — уж не отсюда ли торчат «уши» вот ЭТОЙ КНИГИ?
Сказки острова Бали

В следующей части поговорим о роли Шписа как исследователя балийской фауны — ну и, конечно, о его роли в изучении и развитии балийских музыки и танца…

Реклама

Об авторе mikejkt

Russian journalist in Jakarta
Запись опубликована в рубрике History с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s